Экскурсия на реактор и педагогический практикум: в Томске стартовал фестиваль науки «КСТАТИ»

Фестиваль науки «КСТАТИ», организованный Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Томска при поддержке Госкорпорации «Росатом», 15 сентября начался с мероприятий для педагогов.

Спикеры фестиваля науки «КСТАТИ» – врач-сомнолог Ирина Галеева и физик Алексей Семихатов, а также педагоги и самые активные научные волонтёры Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Томска познакомились с работой ядерного реактора томского политеха — единственного в России действующего реактора при вузе. Он был запущен в 1967 году и до сих пор успешно служит российской науке.

Во время экскурсии гостям показали все основные зоны работы: сам реактор, щит управления, генератор технеция и «горячую камеру», где изготавливаются фармакологические изотопы.

«На меня самое яркое впечатление произвела «горячая камера», — рассказала менеджер ИЦАЭ Смоленска Кира Аболонко. — Я была, например, на «пятаке» Смоленской атомной станции и свечение Вавилова-Черенкова уже видела, а вот увидеть в работе манипуляторы «горячей камеры» довелось впервые. Толстое свинцовое стекло толщиной в 10 слоёв по 10 см, толстые бетонные стены и огромные металлические «руки» манипулятора, которые невероятно точно и приятно отзываются на движения человеческих рук – незабываемые ощущения».

Работники Политеха рассказали и о возможностях реактора. Например, здесь проводят исследования по ядерной биологии, генерируют атомы фосфора и технеция для медицинских исследований, работают с полупроводниками и даже меняют цвет полудрагоценных камней.

Затем в ИЦАЭ Томска в рамках фестиваля науки «КСТАТИ» обсудили популяризацию науки в школе.

2023 год был объявлен годом педагога и наставника, а быть наставником – это искусство. Искусство не только качественно преподносить информацию, увлекать школьников своими знаниями, быть тонким психологом и просто первоклассным специалистом, но и искусство с точки зрения творческого подхода к педагогике. Своим уникальным опытом в формате паблик-тока «Как и зачем популяризировать науку в школе» поделились учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» Алихан Динаев и директор Центра образовательных продуктов, кандидат технических наук, доцент Томского политеха, основатель школы подготовки к ЕГЭ «Постоянная Планка» Роман Лаас.

Эксперты по-разному смотрят на вопрос популяризации науки в школе, но сходятся в одном – важно объяснять детям, что в школе они все занимаются наукой. «Наука – сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний. Мы примерно понимаем, какими инструментами можем завлечь школьников в технические науки – какие-либо эффектные эксперименты, современные лаборатории, различные практические занятия, где можно всё самому потрогать и увидеть. Но даже если предмет гуманитарный, для его изучения используется особый профессиональный язык и определённые методы изучения. Остаётся только дать детям понять, что каждый из них способен на серьёзные научные достижения», — уверены Роман Лаас и Алихан Динаев.

Участница паблик-тока Анастасия Дукмас считает, что именно в таких разговорах, живых рассуждениях с интересными спикерами молодые учителя и могут найти свой вектор поведения в школе. «Алихана Динаева я знала раньше, ведь я учитель русского языка и литературы в школе и представляю Ассоциацию молодых учителей Томской области, а вот Романа Лааса я услышала только сегодня, мне он очень понравился, и мне хотелось бы увидеть его и на других мероприятиях в ИЦАЭ», — подвела итог Анастасия.

В продолжение темы занятий наукой в школе руководитель Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Дарья Ромашова показала, каким может быть урок физики, и провела интерактивное занятие «Где рождается электроэнергия?».

Учителя узнали, как можно помочь своим ученикам в увлекательной форме разобраться в устройстве единой энергосети России и типах электростанций. Закрепить знания позволяют эксперименты, когда участники занятия с помощью генератора вырабатывают электричество и зажигают лампу, а также запускают имитацию цепной реакции деления ядер урана.

Завершился учительский день фестиваля науки «КСТАТИ» в Томске мастер-классом «Магия слова – как хвалить, чтобы испортить жизнь ребёнку» от Алихана Динаева.

Существует несколько правил, пользуясь которыми педагог не испортит жизнь ребёнку. Например, нужно описывать качества и поступки, стараться делиться чувствами, а не хвалить личность. «Не используйте пустые и автоматические «молодец» и «умница», которые ничего не говорят ребёнку о его достижениях», — подчеркнул эксперт. Важно также объяснять детям, как их поступки влияют на другого человека.

«Не нужно ребёнка сравнивать, тем более с другими детьми. Хвалите не за результат, а для результата. И, пожалуй, самое важное, — отметил Алихан. – Можно сказать словами Сервантеса, что похвала только тогда хороша, когда хорош тот, кто хвалит».

Фестиваль науки «КСТАТИ» в Томске проводится впервые. Жители и гости города смогут познакомиться с отечественными атомными технологиями, побывать на лекциях известных российских учёных и популяризаторов науки, а также стать зрителями научно-популярных ток-шоу. Основная тема фестиваля – «Искусство быть».